Практические шаги в мир виртуальной реальности Rambler's Top100


  Как быстро создать виртуальную панораму (практическое руководство)

Мы расскажем о том, как быстро создать панораму, состоящую из нескольких узлов (панорам), между которыми можно перемещаться и разместить ее на вашей страничке. Программное обеспечение, необходимое для этого, вы сможете получить из Internet, в частности, скачать по ссылкам с нашего сайта.

 

 

В своей работе будем использовать две программы: PhotoVista и Picture Works VRTour. Их применение позволит достичь нужного результата достаточно просто, а главное с минимумом денежных затрат. Если же вы заинтересованы в более профессиональном результате, то советуем познакомиться с технологиями создания виртуальных панорам. Каждая из них имеет свои особенности, вы познакомитесь с примерами их использования на различных сайтах в Internet, что позволит сделать более обоснованный выбор. Надеемся, что к концу 1999 года этому разделу удастся придать законченный вид. А теперь за дело.

Процесс создания панорамы состоит из нескольких этапов: съемка панорамы, сшивка полученных снимков с помощью программного обеспечения, добавление активных точек и создание многоузловой панорамы.


  Съемка панорамы

Для съемки понадобится обычная 35-миллиметровая камера с широкоугольным объективом. Получить панорамы относительно просто. Используя стандартную 35-миллиметровую камеру и поворачивая ее вокруг оси, вы делаете последовательность фотографий.

Панорама не обязательно должна отображать все пространство в 360°. Можно ограничить сцену 180°, но она не должна иметь разрывов внутри. При широкоугольном объективе (15 мм) и портретной (вертикальной) ориентации камера за один кадр захватывает 97°. При такой съемке в поле зрения попадают пол и потолок, что создает ощущение полноты пространства, усиливает эффект присутствия.

Тип используемых объективов определяет количество кадров, необходимых для фиксации панорамы: для 15-миллиметрового объектива хватит 12 кадров, в то время как 28-миллиметровый потребует 18 (учитывайте это при разработке большого количества сцен). Перекрытие между смежными снимками должно быть достаточным для эффективного сшивания. Основная рекомендация - перекрытие в половину кадра: половина первого изображения перекрывается вторым и так далее. Существуют две причины для этого. Во-первых, когда создается окончательная панорама, инструмент сшивания смешивает каждое изображение с соседним. Если перекрытие маленькое, экспозиция снимков различается сильнее, и может быть заметен шов. Во-вторых, при перекрытии в полкадра имеется возможность пропустить изображение, которое было экспонировано неправильно.

Программа PhotoVista замечательна тем, что позволяет определить какое число кадров необходимо сделать для получения панорамы. Число кадров, как мы уже говорили, определяется типом используемого объектива. PhotoVista требует от 20% до 50% перекрывания соседних изображений для их качественной сшивки. Перед тем, как начать съемку, вы можете ввести тип используемого вами объектива, чтобы определить какое количестов кадров вам необходимо отснять для вашей панорамы.

Для определения числа изображений, необходимых для создания панорамы:

1. Запустите PhotoVista.

2. Выберите иконку Select Lens. Появится диалоговое окно The Select Lens.

3. Если ваш объектив появился в списке, то выберите его. Рекомендуемое число изображений (Recommended Number of Pictures) покажет, как много фотографий необходимо будет сделать с вашим объективом.

4. Если вашего объектива нет в списке, то не огорчайтесь, так как вы можете легко добавить его туда. Для этого следует обратиться к разделу "Adding a lens type" руководства к программе, которое вы можете получить бесплатно с сайта разработчика. После того, как вы добавите и запишите параметры вашего объектива, вы сможете также достаточно быстро определять для него необходимое число кадров для создания качественной панорамы.

Если ваша панорама снята не цифровой камерой, то вам необходимо оцифровать ваши фотографии, перед тем как загрузить их в программу PhotoVista. Это необходимо сделать в одном из тех форматов, кторый поддерживается программой (BMP, FPX, JPEG или GIF).


  Сшивание снимков

PhotoVista

Для сшивания снимков в единую панораму можно использовать различные программы.

Мы остановили свой выбор на PhotoVista. Изображения получаются достаточно хорошего качества, программа проста в использовании, имеет демо-версию, которая полностью работоспособна в течение месяца, что вполне хватает для экспериментов, так что дело лишь за малым - переписать программу и установить ее.


  Распространие панорам и создание многоузловой панорамы

Для распространения панорамы рекомендуем использовать программу VRTour и постараемся обосновать наше решение. Для этого необходимо рассмотреть основные доступные средства для распространения панорам, познакомиться кратко с их основными показателями.

Для распространения созданной панорамы нужно, чтобы пользователь загрузил специальный подключаемый модуль (plug-in) или подготовил специальный Java-апплет. Обычно, процесс просмотра виртуальной панорамы выглядит так: пользователь щелкает на изображении, затем, нажав левую кнопку мыши и держа ее нажатой, перемещается влево или вправо по изображению. Технология подключаемых модулей предоставляет более широкие возможности для пользователя, чем просто перемещение по изображению. Она позволяет увеличивать/уменьшать изображение и может поддерживать интеграцию с аудио, видео и трехмерными объектами при перемещении внутри панорамы.

Наиболее популярными подключаемыми модулями для Windows являются:
QuickTime VR Plug-in (входит в состав QuickTime) для просмотра панорам QuickTime VR (или QTVR),
Live Picture Viewer для просмотра сцен, созданных с использованием технологии Live Picture.

Java-апплеты необходимы для распространения изображений, основанных на сжатии методом JPEG, не для QTVR. Основное преимущество использования Java-апплета состоит в том, что не требуется загружать специальное средство просмотра. Поэтому пользователь сможет просмотреть панораму практически сразу. Панорамы, для просмотра которых используются Java-апплеты, позволяют осуществлять перемещение внутри сцены и связь с другими панорамами с использованием активных зон (hotspots). Апплеты не поддерживают многие особенности, доступные через подключаемые модули (plug-ins), и при этом они в настоящее время не поддерживают использование изображений в формате Progressive JPEG. Их использование позволяет разнообразить сайт и поощрить посетителя получить подключаемый модуль для просмотра панорам с более широкими возможностями.

Основные используемые апплеты:
Cylpan отThrift.com+Nemeng.com,
HotMedia от IBM,
Live Picture Viewer-Java version от Live Picture,
VRTour от PictureWorks Technology.

Рассмотрим их основные особенности.

CylPan: Этот апплет наиболее чувствителен к размеру изображения. Рекомендуется, чтобы полный размер панорамы не превышал 300 Kб, если размер файла превысит этот рубеж значительно, то такой файл просто невозможно будет загрузить. При первоначальной загрузке изображения вычисляется оптимальный размер для его просмотра и выводится сообщение о необходимом окне просмотра. Активные зоны добавляются достаточно просто, при этом используются их относительные координаты в пикселах. Так же просто и легко можно добавить сообщения, появляющиеся при попадании курсора в активную зону. Апплет поддерживает только полные круговые (в 360 градусов) панорамы.

Live Picture Viewer-Java version: Этот апплет автоматически сохраняется в броузере, представляя собой ограниченную по возможностям версию Live Picture Viewer plugin. Полный размер панорамы не должен превышать 500 Kб. После изменения размеров изображения необходимо редактировать IVR и HTML файлы, чтобы исправить параметры vFov и initialView. Активные зоны задаются относительными координатами пикселов. Чтобы создавать активные зоны, нужно или написать VRML код или подготовить файл IVR с использованием программы Live Picture Reality Studio. Простого способа добавить заголовки и сообщения к изображениям не предусмотрено. Некруговые панорамы обрабатываются как круговые.

VRTour: Этот апплет не имеет никаких ограничений на полный размер изображения. Конечно, больший по размеру файл будет загружаться дольше. Просто создавать активные зоны и добавлять надписи, появляющиеся при попадании курсора в активную зону. Активные зоны определяются абсолютными значениями пикселов, что означает, что все значения должны быть повторно пересчитаны при изменении размеров изображения. Также невозможно изменить начальное приветствие "Welcome".

Многоузловые панорамы (Multiple-node scenes) образуются связыванием двух или более отдельных узлов панорам, используя активные зоны (hotspots) и добавляя другие типы мультимедиа-файлов (например, звуковые). Для их воспроизведения можно использовать CylPan и VRTour Java апплеты, Live Picture Viewer-Java applet и Live Picture Viewer-plugin. Нам не удалось найти программу для создания многоузловых панорам, позволяющую создавать многоузловые QTVR сцены. Если в вашем проекте необходимо использовать нечто большее, чем просто связи между отдельными панорами с использованием активных зон, то необходимо использовать версию с подключаемым модулем.

Мы рассматриваем простейший пример многоузловой панорамы, в которой используются активные зоны (hot spots). Они дадут возможность перейти к другой панораме (другому узлу), воспроизвести звук или перейти к ссылке на любой другой ресурс непосредственно из панорамы. Пример панорамы такого рода приведен в начале раздела, посвященного виртуальной реальности (Окрестности моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско).Так как мы не предъявлям дополнительных требований к нашей многоузловой панораме, то следует выбирать для ее воспроизведения Java-апплеты.

Мы остановили свой выбор на программе VRTour, которая позволит сделать все это досточно легко. Подробные инструкции по использованию VRTour на русском языке доступны на следующей странице.

Наша краткая инструкция завершена, надеемся, что она поможет вам создать виртуальные панорамы и разнообразить ваши сайты.


Вернуться в начало раздела VirtualReality  

Назад к разделу VirtualReality

Как быстро создать многоузловую панораму

QuickTime VR

Краткое описание
Практические советы
Примеры использования
IPIX
Краткое описание
Практические советы
Примеры использования
Live Picture PhotoVista
Краткое описание
Практические советы
Примеры использования
Infinite Pictures SmoothMove
Краткое описание
Практические советы
Примеры использования